В статье рассматриваются современные проблемы применения энергосберегающего холодильного оборудования на российских предприятиях.
В последнее время на телевидении, по радио и в прессе все чаще поднимаются вопросы энергосбережения. В прошлом году правительство приняло федеральный закон №261-Ф3 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этом году резко выросли тарифы на электроэнергию для предприятий.
А как это повлияло на рынок холодильного оборудования?
А никак. Большинство покупателей холодильного оборудования уверены, что все это относится только к энергосберегающим лампочкам.
Ну что нового можно придумать в холодильной технике в плане энергосбережения?
Все уже давно придумано и все известно специалистам. Любой высококвалифицированный специалист по холодильной технике с ходу назовет больше десятка способов повышения энергоэффективности холодильной машины. Но это - теория, а на практике большинство эксплуатируемого и предлагаемого на рынке холодильного оборудования имеет самую простейшую схему и самые дешевые комплектующие без каких-либо энергосберегающих излишеств.
Почему же так происходит?
Ответ лежит на поверхности. Это дикий рынок диктует нам свои правила, а инициатором и заложником данной ситуации являются сами покупатели.
Как обычно происходит выбор оборудования покупателем?
Покупатель объявляет условия тендера на поставку холодильного оборудования поставщикам. Условия тендера обычно очень приблизительные и не содержат конкретных требований к оборудованию. Об энергосбережении там речь как правило вообще не идет, так как покупатель сам не знает, нужно ему это или нет. Для него самое важное - это цена оборудования. В тендере обычно принимает участие несколько поставщиков. Получив предложения от поставщиков, покупатель выбирает тех из них, предложения которых его устраивают, и начинает опускать цену до тех пор пока не останется один поставщик, согласный на самую низкую цену. По этой причине поставщики, чтобы больше заработать, заинтересованы закупать оборудование у того производителя, который дает самую низкую цену.
Для того, чтобы быть конкурентоспособными и удержаться на рынке производители вынуждены минимизировать стоимость комплектующих и стоимость сборки. Они не могут работать себе в убыток, а это означает необходимость минимизировать теплообменники в ущерб их эффективности, использовать дешевые, но неэффективные компрессоры, использовать простейшие схемы, автоматику и приборы без учета энергосбережения. По этой же причине из-за границы везут самое дешевое оборудование, иначе его не продать и не заработать. В итоге покупатель получает самое дешевое оборудование, которое в первый год эксплуатации «съедает» электроэнергии на сумму более 30% от своей стоимости.
С каждым годом оно требует все больше вложений, так как тарифы постоянно растут. Покупатель думает, что он сэкономил, а на самом деле значительно потерял. Покупатель зачастую даже не понимает, что он потерял, так как у него нет выделенного счетчика электроэнергии для холодильного оборудования. При этом холодильное оборудование является самым энергоемким на предприятиях оборудованием. Кроме того, холодильные установки выделяют тепла значительно больше, чем производят холода. И все это тепло от огромного числа эксплуатируемых холодильных установок выбрасывается в атмосферу, хотя его можно было бы использовать для отопления, горячего водоснабжения и в других целях.
В итоге всеобщая жажда наживы приводит к огромным потерям электроэнергии и тепла в масштабах страны, сжиганию огромного количества топлива на электростанциях, губительным для природы и экологии всей планеты выбросам в атмосферу и климатическим изменениям. Заработанные таким образом деньги нашим детям и внукам не пригодятся, потому что не останется ни природных ресурсов, ни чистого воздуха.
Однако существует альтернатива. На данный момент известны десятки способов повышения эффективности холодильных машин, снижения их энергопотребления и утилизации тепла. Некоторые из них широко применяются на практике в больших холодильных системах, некоторые применяется редко, а некоторые не применяются вообще. Не претендуя на полный список, приведем основную часть из них:
Так почему же вышеперечисленные способы до сих пор не находят широкого применения на практике?
А дело как всегда в деньгах. Энергосберегающее холодильное оборудование не может стоить столько же или дешевле обычного. Высокоэффективные компрессоры и теплообменники стоят дороже обычных, применение энергосберегающих технических решений усложняет конструкцию холодильной машины, требует применения дополнительных теплообменников, средств автоматизации и современных электронных устройств, увеличивает затраты на проектирование и конструирование холодильных машин.
Однако рынок всегда диктует свои условия. Поставщики холодильного оборудования ориентированы на максимальную прибыль, т.е. они заинтересованы в покупке по минимальной цене и продаже по максимальной.
Большинство покупателей холодильного оборудования ориентированы на минимальную цену, поскольку не хотят вникать в расчеты экономии энергии и сроков окупаемости, не желают платить за энергосбережение, даже при том, что это принесет значительную экономию в будущем. Ведь платить за оборудование надо сейчас, а вернутся затраченные деньги только через год (при годовой окупаемости) и только через год начнется экономия.
В сложившейся ситуации производители не могут продавать энергосберегающее холодильное оборудование себе в убыток. Круг замкнулся: нет спроса – нет предложения. Но, несмотря на сложившуюся ситуацию на рынке, мы, «ФРИГОДИЗАЙН», уже более четырех лет проектируем, производим и продаем энергосберегающее холодильное оборудование. Хотя, точнее было бы сказать - внедряем его на рынок, потому что этот процесс требует больших усилий. За четыре года мы проработали большое количество энергосберегающих технических решений, накопили большой опыт и нашли пути внедрения энергосберегающего холодильного оборудования.
Для каждой конкретной технической задачи мы выполняем технико-экономические расчеты с целью поиска оптимальных с точки зрения стоимости оборудования и экономии электроэнергии технических решений. Такие компромиссные технические решения позволяют предложить заказчику энергосберегающее холодильное оборудование по цене обычного, что является решающим фактором для заказчика, а значит и для успешной реализации проекта. Однако при таком подходе очень сложно получить экономию энергии более 10-20%.
Для получения экономии энергии более 20% требуется применять более дорогие способы повышения эффективности холодильных машин или несколько способов одновременно, что увеличивает стоимость холодильной машины и для заказчика покупка холодильной машины превращается в инвестирование в энергосбережение. В этом случае мы выполняем для заказчика расчет срока окупаемости инвестиций в энергосбережение. К сожалению, в настоящее время очень мало заказчиков, готовых инвестировать в энергосбережение, и большинство из них не имеют на это средств.
Значительно чаще складывается ситуация, когда заказчику приходится инвестировать в энергосбережение из-за сложившейся безвыходной ситуации: нет у заказчика необходимой электрической мощности и получить ее невозможно, а холодильных мощностей не хватает. Решение таких задач – это основная наша работа. Пример решения такой технической задачи на Каменск-Уральском молокозаводе приведен ниже. Проблема утилизации холода окружающего воздуха и утилизации тепла холодильных машин еще сложнее, без инвестиций здесь вообще ничего сделать невозможно. Для утилизации холода или тепла требуются теплообменники, насосы, накопительные емкости, арматура, автоматика, электронные контроллеры и тепловые насосы. Утилизация холода и частичная утилизация тепла холодильных машин (до 15%) обычно стоит сравнительно недорого и имеет срок окупаемости не более одного года.
Полная утилизация тепла холодильных машин (до 100%) требует применения тепловых насосов, стоит дорого и имеет длительные сроки окупаемости. Задачу внедрения тепловых насосов очень трудно решить без вмешательства государства.
Во всех странах, где тепловые насосы получили широкое распространение, произошло это благодаря государственной политике, стимулирующей производство и широкое применение тепловых насосов. Для этого используются налоговые льготы, беспроцентное кредитование и другие методы стимулирования. Для нас основной проблемой в развитии этого направления является отсутствие заказчиков, готовых инвестировать в энергосбережение.
Велюханов В.И.